Современные путешественники — кто они?
Зачем люди путешествую и какие типы путешественников существую сегодня?
Путешественник
Путешествие должно отвечать двум основным характеристикам: передвижение и познание. Во-первых, путешественник должен смешаться в географических координатах. Этим он отличается от «путешественника на диване», который проникает в глубины Африки вместе с героями любимых книг и знакомится с достопримечательностями Парижа по картинкам в глянцевом путеводителе.
А также от «виртуального путешественника», который может наблюдать закат в заповеднике Масаи-Мара или панораму Манхеттена при помощи установленных в нужных точках веб-камер.
Во-вторых, путешественник должен осознавать пространство, по которому он передвигается. Или себя в этом пространстве. На вопрос «Зачем вы путешествуете?» я слышал тысячи вариантов ответа, но все они сводились к двум типам: познание мира и познание себя. Путешествие должно вести к приращению знания. Должна быть рефлексия увиденного и прочувствованного. В конце концов, в путешествии должен быть смысл или хотя бы подспудный поиск смысла. Иначе это уже не путешественник, а бродяга, которому все равно, куда он движется и что его окружает. Бродягу интересуют другие вещи: что поесть, где поспать, как бы раздобыть денег. То есть фактически он ведет повседневную жизнь, которую большинство из нас ведут дома, только, не имея дома. Передвижение в пространстве и есть его будни, его рутина.
Турист
За последние четверть века понятие «турист» изменило свое значение, по крайней мере, в нашей стране. В советские времена различали «туриста» и «отдыхающего». Первый ходил по горам с рюкзаком, тогда как второй отдыхал «на югах». С падением «железного занавеса» и появлением турфирм понятие «туризм» из образа спортивного и активного отдыха (его теперь все чаще заменяют модным словом «экстрим») трансформировалось в нечто расслабленное и гедонистическое. Турист теперь, в современном понимании этого слова, и есть отдыхающий. Человек, проводящий отпуск в других географических координатах, нежели те, в которых находятся его работа и обыденная жизнь.
Среди тех, кто вздрагивает от слов «турфирма» и «массовый туризм», «турист» — слово ругательное. Это беспомощный и безвольный овощ, который и шагу не может ступить без гида, да и вообще редко делает хоть какие-то шаги. Часто он даже не выходит за территорию своей резервации: отеля с программой «все включено». Антитезой антигерою-туристу служит герой-путешественник. Но так ли уж справедливо это разделение? Безусловно, человек, приехавший по путевке в Анталию и невыходящий за пределы отеля, путешественником не является. Он прибыл не ради познания, а для отдыха. А вот турист, также прибывший по заранее оплаченной путевке, но активно пользующийся предлагаемыми в отеле экскурсиями, — уже путешественник. Он стремится увидеть окружающий мир, он хочет узнать о нем побольше. И у него может быть миллион причин, почему он выбрал экскурсионный тур, а не самостоятельную поездку: он не знает местного языка, он уже не в том возрасте, чтобы путешествовать в одиночку, он привык к комфорту, ему кажется, что с гидом он узнает гораздо больше, чем самостоятельно. Наконец, организованный туризм может быть банально дешевле самостоятельного путешествия в те же самые места. В конце концов, даже самые известные путешественники не обходились без услуг местных гидов. Вряд ли Ливингстон открыл бы водопад Виктория, а Стенли пересек Африку от океана до океана без проводников из числа туземцев.
Самостоятельный путешественник
Самостоятельность — важная черта самоидентификации современного путешественника. Разные оттенки этого эпитета — «самостоятельный путешественник», «вольный путешественник» и т.д. — и есть самоназвание ливингстонов современности. Самостоятельность для них необычайно важна. Это свобода. Свобода передвижения, свобода от опеки, свобода действий. Самостоятельность, а также сопутствующие им приключения и даже лишения, — весьма привлекательный элемент для многих молодых путешественников. В Австралии я встретил двух молодых французов, путешествующих по стране автостопом. Первое самостоятельное путешествие приводило их в полный восторг: «В прошлом году мы ездили с родителями по США. Останавливались в отелях. Ужинали в ресторанах. Арендовали машину. А сейчас мы ездим автостопом. Спим на полу. Едим всякое дерьмо. Круто!!»
Хиппи
Любая культура рождает контркультуру. Культура потребления в США 1950-х «родила» культуру хиппи 1960-х, а массовый туризм породил «хиппи-трейл», «тропу хиппи». Сначала Европу, а после и Азию заполнили путешественники с длинными волосами, «пацификами» на шее и желанием убежать от «загнивающего» мира. Азия подходила идеально: дешево, тепло и экзотично. Из уст в уста передавались легенды о Шангри-Ла и прочих местах, где просвещение наступает сразу и на-всегда. Целью тысяч безденежных бродяг стал Непал, куда протянулся самый знаменитый «хиппи-трейл» от Стамбула до Катманду через спокойные тогда Иран, Афганистан и Пакистан. В этих странах было легко достать дешевые наркотики, которые, увы, подменяли многим путешественникам просветление. Но главное, на «тропах хиппи» зародился современный бюджетный туризм.
Бэкпекер
Если дословно — это «человек под рюкзаком» или (как шутливо переводит термин мой знакомый) «рюкзакер». Если говорить по сути, — это самостоятельный бюджетный путешественник, как правило из числа молодежи. Бэкпекер передвигается по миру с внушительным по размеру рюкзаком за плечами, в котором все необходимое (и много ненужного) для длительной поездки. Бэкпекер сознательно жертвует комфортом в путешествии, чтобы продлить его и увидеть больше. Он старается жить в самых дешевых отелях (обычно в так называемых дормиториях, то есть в многоместных номерах, которые он делит с такими же путешественниками), питаться в недорогих ресторанах, путешествовать на самом бюджетном виде общественного транспорта, передвигаться по городу не в такси, а на автобусе. В общем, экономить на всем, на чем возможно. Второй важный момент — это погружение в местную среду и культуру. Он старается обедать не в «туристических» ресторанах, а в заведениях «для местных», передвигаться так, как это делают аборигены, увидеть не только «раскрученные» достопримечательности, но и обыденную, «реальную» жизнь. И, конечно, побольше общаться с местным населением. Сегодня в странах Запада подобные путешествия превратились в неотъемлемый этап социальной жизни. Студенты на летних каникулах ездят «под рюкзаком» в страны Европы или Азии. А по окончании вуза многие берут так называемый «гэп йер» (gap year), то есть откладывают на год или полгода начало рабочей карьеры и уезжают в длительное путешествие, часто вокруг света. Последнее настолько популярно, что существуют даже специальные путеводители, посвященные подготовке и особенностям подобных кругосветок.
Автостопщик
«Лихие 90-е» подарили миру два контрастных типа российского самостоятельного путешественника. Это «богатый русский», покупающий шампанское всему ресторану на Елисейских полях, и «нищий автостопщик», бродящий по миру без копейки денег. Автостоп как мейнстрим путешествия на Западе закончился вместе с культурой хиппи. А в России 1990-х, когда у молодежи совсем не было денег, но было огромное желание посмотреть мир, наоборот, расцвел буйным цветом. У российских автостопщиков субкультура сложилась не хуже, чем у западных бэкпекеров: свои популярные маршруты, свои гуру, свои путеводители. Сегодня путешественники меняются вместе с российским обществом. В стране семимильными шагами идет становление среднего класса — схожие процессы происходят и в среде самостоятельных путешествий. «Богатых русских» с замашками бандитов заменили топ-менеджеры, автостопщиков теснят бэкпекеры «западного образца». Если еще лет семь назад студенты спрашивали меня: «А кто такие бэкпекеры?», то сегодня они лишь подходят за консультацией по маршруту в экзотической стране, которую выбрали для путешествия на летние каникулы. Ну а уж в таких вещах, как «каучсерфинг» или волонтерство, они точно разбираются лучше меня. Самостоятельные путешествия — необычайно динамичная среда. Здесь можно быстро стать гуру. Но еще быстрее — стать динозавром. Зачем?
Самостоятельные молодежные путешествия — не просто прихоть пресыщенного буржуазного общества. Это востребованное действие. Как показывают исследования, при прочих равных условиях работодатели предпочитают брать на работу человека, побывавшего в длительном самостоятельном путешествии. Ведь человек, объехавший вокруг света или проведший полгода в Азии, обычно возвращается домой более самостоятельным, коммуникабельным, способным к принятию нестандартных решений. Более толерантным, наконец. Как сказал мне как-то встреченный в Индии американец: «Если бы Джордж Буш в юности больше путешествовал, мир был бы куда более спокойным местом». Схожие вещи, увы, я могу сказать не только про некоторых российских политиков, но и просто про знакомых. Поездки по миру часто служат прививкой против этнической, религиозной и расовой нетерпимости. А также дают иммунитет к пропаганде СМИ. Смотрите на мир своими глазами. Он того заслуживает.
Ru-ALL.net — добавить сайт в каталог
Audi A4 фото. Автосервис audi. Фото Ауди
Белый каталог сайтов
Технологии.