Антониев-Сийский монастырь
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в удивительном месте — на полуострове Михайловского озера у истоков реки Сия.
История Антониево-Сийского монастыря
Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.
Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.
После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.
На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).
Антониево-Сиийский монастырь сегодня
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь – один из немногих, который принимает к себе всех желающих, особенно много их становится ближе к зиме. В этих достаточно глухих местах монастырь является той инфраструктурой и социальным институтом, благодаря которому здесь еще поддерживается жизнь. Много сюда приезжает и состоятельных бизнесменов и просто поломников, для которых тут предназначены специальные платные комнаты. Помимо этого монастырь является и культурно-историческим центром — тут проводятся археологические исследования, выставки, приезжают на экскурсии все желающие. Примерно в 50 километрах, в деревне Хоробрицы, находится монастырская ферма и пекарня, где также проживают трудники и монахи.
Собираясь в монастырь, мне рисовался некий идеальный мир, я, конечно, ожидал увидеть кельи с белокаменными сводами, дубовые скамьи и т.д. На деле же я столкнулся с суровой российской реальностью. Основная часть обителей монастыря – это бывшие зеки (хотя бывшими зеки не бывают), бомжи, наркоманы, полусумасшедшие старики, алкоголики, которых родственники выселили из квартир и отправили в монастырь и т.д. Все они являются либо трудниками, либо кафтанопослушниками (это следующая ступень в иерархии). Людей, приехавших сюда из соображений веры и по доброй воле не очень много, и основная часть трудников относится к нем скорее как к юродивым.
Понятно, что среди контингента трудников иногда случаются и конфликты – да и ведут они себя вне стен храма и без священнослужителей, скажем, не очень благочестиво. Тех, кто исчерпывает терпение настоятеля выгоняют. С другой стороны, для России, где в любой сфере жизни присутствуют двойные стандарты, это не является чем-то особенным. По большому счету монастырь выполняет поистине гуманистическую функцию – дает все страждущим кров и еду. Люди, попавшие сюда, по большей части занимаются выживанием и им не до «сентиментальностей» православной веры, при этом , конечно, они ходят на службы, читают молитвы и соблюдают все «правила внутреннего распорядка» монастыря. Наличие такого контингента делает жизнь в монастыре достаточно противоречивой, при этом, однако, к друг другу все в целом относятся по простому и доброжелательно.
Больше верующих или потенциально верующих, наверное, среди наркоманов, которые приходя сюда в первую очередь за спасением. Они более восприимчивы и эмоциональны, их психика неустойчива и более подвижна. Сама братия, то есть монахи, живет достаточно замкнуто и с остальными общается мало.
Как добраться в Сийский монастырь?
Из Архангельска в Сийский монастырь маршрут лежит по трассе Архангельск-Москва (М8) до поселка Сия, поворот на право по указателю «Антониево-Сийский монастырь» (остановка «152 км»). От Архангельска идут автобусы № 520 (Архангельск-Каргополь), №511 (Архангельск-Котлас), №503 (Архангельск-Емецк). От трассы лежит путь по проселочной дороге около 8 км.
Интересная статья , очень понравилась!
Особенно понравилась история Антониево-Сийского монастыря.
История Антониево-Сиийского монастыря поражает даже спустя время…
Очень красивое место как для туриста так и для верующего паломника! Прекрасная архитектура и удаленность монастыря от крупных городов делает это место по настоящему уникальным. Ездил туда с семьей уже третий раз и всем рекомендую!
Обманчивая красота. Фантик хорош. Но что внутри? Иконы, кости, кадила, свечи, прейскурант услуг — бизнес, бизнес. Гробы окрашенные.