Русское географическое общество: история основания
Русское географическое общество, одно из старейших в мире, было основано 6 (18) августа 1845 года в Санкт-Петербурге Высочайшим повелением Николая для «изучения родной земли и людей ее обитающих»
История основания Русского географического общества
Общественная организация, наверно, первая в Российской империи, по замыслу ее учредителей — ученых и путешественников — должна была способствовать получению и распространению географических, статистических и этнографических сведений о стране. Идея ее создания уже давно «витала в воздухе», что отмечали почти все выступавшие на собрании РГО в Академии наук, состоявшемся на следующий день после оглашения Высочайшего Указа. Хотя первенство признавалось за исследователем Новой Земли, Белого и Баренцева морей вице-адмиралом Федором Петровичем Литке и естествоиспытателем, основателем эмбриологии академиком Карлом Максимовичем Бэром.
Фильм о истории Русского географического общества
Общество сразу получило государственную поддержку: его председателем стал сын императора Великий князь Константин Николаевич, а министерство финансов выделило для его нужд немалую по тем временам сумму — 10000 рублей серебром. Через пять лет оно стало именоваться «Императорским», что подразумевало материальную поддержку из личных средств самого государя, эта традиция сохранялась до 1917 года сыном, внуком и правнуком Николая I, пост руководителя Императорского Русского географического общества до того же года занимал известный ученый-историк Великий князь Николай Михайлович.
Свою задачу — сбор и распространение достоверных географических сведений — ИРГО успешно решало. Многочисленные экспедиции, организованные Обществом, сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении таких наук как метеорология и климатология. Например, четыре экспедиции по Дальнему Востоку и Центральной Азии знаменитого путешественника, члена Общества Николая Михайловича Пржевальского дали не только богатый орнитологический, ботанический и зоологический материал для ученых, уточнили географию таинственного Тибета, но и позволили выработать эффективную методику исследовательской работы и техники безопасности в полевых условиях. Уникальное явление в истории мировой науки: в сложных и длительных экспедициях, которыми руководил Пржевальский, не погиб ни один человек. Его книгами «Путешествие в Уссурийский край», «Монголия и страна тангутов» зачитывались все: от гимназистов до профессоров, а Британское Королевское географическое общество назвало его «самым выдающимся путешественником мира».
Здание Русского географического общества
В первый год своего существования Общество не имело своего помещения, и его члены проводили собрания в здании Российской Академии наук. В 1846-м для нужд ИРГО была снята квартира в доме Пущина у Певческого моста, которая вскоре стала тесна для быстро пополняемого архива, библиотеки и зарождающегося музея. В 1862 году Императорское Русское географическое общество бесплатно получило просторные апартаменты в доме Министерства народного просвещения на Фонтанке, однако, и они через некоторое время оказались переполнены различными коллекциями из многочисленных экспедиций.
Решение о строительстве собственного дома руководство ИРГО приняло в 1901 году, однако осуществить задуманное удалось только благодаря усилиям его тогдашнего вице-председателя, влиятельного члена Государственного совета П. П. Семёнова-Тян-Шанского. По ходатайству Петра Петровича Госсовет разрешил обратить капиталы Общества — неприкосновенный и предназначенный для награждения премиями и медалями – на строительство здания. Всего требовалось двести тысяч рублей, часть из которых поступила в качестве добровольных пожертвований, часть – из государственного казначейства, так как идею поддержал и премьер-министр Сергей Юльевич Витте. Почти четыре года ушло на поиск земельного участка в центре города, наконец, он был приобретен за 30000 рублей в Демидовом переулке, недалеко от Исаакиевской площади. Проект дома, заказанный известному архитектору Гавриилу Барановскому, потребовал утверждения Николая II, так как противоречил тогдашним архитектурным правилам: высота здания превышала ширину улицы.
Наконец, 21 октября 1907 года состоялся молебен и торжественная закладка первого камня в фундамент будущего дома, это событие было отмечено телеграммой еще одного премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина: «Мои искренние поздравления для дальнейшего процветания Общества». Всего через год здание было построено, 28 декабря освящено, а его архитектору была объявлена «Высочайшая благодарность за труды по сооружению в городе Петербурге собственного дома Императорского Русского географического общества». На первом собрании Совета ИРГО в собственном доме, которое состоялось 20 октября 1909 года, 82-летний Семенов-Тян-Шанский сказал, что «закончив храмину, может спокойно умереть со знанием, что любимое им общество обрело свою Обитель».
В этой «Обители» ученые встретили первую мировую войну (тогда в здании располагался госпиталь) и революцию. Общество перестало именоваться «Императорским», впоследствии еще несколько раз меняло свои названия, но всегда оставалось «географическим». В 1992 году ему вернули первоначальное имя – Русское Географическое общество, за 165 лет деятельности его значение в развитии мировой и отечественной науки, а также в экономике СССР и современной России трудно переоценить. Китайская мудрость гласит: «Государства гибнут, а горы и реки остаются» Следовательно, также вне времени и политики должно существовать сообщество людей, увлеченно исследующих планету Земля.